Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Зарегистрировать домен .RU/.РФ за 140 рублей

Изотерапия


     Изотерапия – терапия изобразительным творчеством (лепка, коллаж и т.д.), в первую очередь, рисованием. Благодаря рисованию человек легче воспринимает болезненные для него события. Изотерапия использует процесс создания изображений как способ реализации целей. Это не создание произведения искусства и не часть занятий по изобразительному искусству. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов.

Изотерапия предполагает возможность использовать самые разнообразные приемы. Это могут быть:

     1. Упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами и имеющие целью общую активизацию и развитие сенсомоторной сферы (например, разминая кусок глины, сосредоточить внимание на своих ощущениях).

     2. Общие темы и упражнения, позволяющие изучать проблемы и выражать самые разнообразные переживания (рисунки на свободную тему или на заданную значимую тему – «добро и зло», «страх» и пр.).

      3. Темы, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений и положительно влиять на ее изменения (нарисовать или вылепить автопортрет; изобразить, каким тебя видят друг и недруг; нарисовать свой герб, отражающий характерные свойства личности и т. п.).

    4. Упражнения и темы, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песочницы и разных фигурок скомпоновать какую-то бытовую сцену; изобразить членов семьи в виде животных или предметов).

   5. Работа в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей (например, «каракули Винникота», когда один участник рисует каракули и передает другому, чтобы тот создал образ; один участник начинает рисунок на свободную или заданную тему, а другой заканчивает; затем результаты совместной работы обсуждаются).

социальных навыков (например, «групповая фреска», когда на большом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную тему: «жизнь в школе», «поход», «день рождения», «мир вокруг нас»).

     6. Групповые изобразительные игры (например, «странное животное», когда один ребенок рисует голову животного, загибает лист и передает следующему участнику; тот рисует туловище, загибает лист и передает дальше; в конце каждый пытается рассказать от первого лица о какой-либо части фигуры, которую он не рисовал; аналогично изображается и человек).

    7. Изобразительная работа на основе направленной визуализации (представления какого-то зрительного образа) или материала сновидений (дети с помощью арттерапевта вызывают у себя образ на какую-то тему, например, путешествие на ковре-самолете или образ из сна и изображают наиболее яркие впечатления, которые затем обсуждаются).

     8. Техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами творческого самовыражения (передача впечатлений от музыки с помощью рисования в процессе ее прослушивания; изображение образов, вызываемых звучанием собственного имени, ощущениями от своих танцев под музыку, изображение в рисунке или скульптуре каких-то своих качеств в виде отдельных персонажей и разыгрывание диалогов между ними, отражение в рисунке впечатлений от поэтических произведений и т. д.).

    9. Упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций или служащие для профилактики конфликтного поведения в семье, школе (изображение конфликта в конкретном или метафорическом виде с последующим обсуждением; создание композиций на тему «шторм», «взрыв»; крупномасштабная работа с использованием малярных кистей, губки и пр. для «выпускания пара»; рисование историй возникновения конфликтов в подгруппах по 2 – 5 человек с последующей передачей рисунков другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисунка, роли отдельных участников и их точки зрения)

  1. Игумнова, Т.Т. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения /  Т. Т. Игумнова, Н. А. Осеева // Психология, социология и педагогика.  - 2013. - №  3; То же [Электронный ресурс]  -  URL: http://psychology.snauka.ru/2013/03/1927
  2. Копытин,  А.И. Тренинг по фототерапии/А.И. Копытин. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 96 с.; То же [Электронный ресурс] -  URL: http://www.koob.ru/kopitin
  3. Мастер-класс «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» [Электронный ресурс]  / Л.С. Колошина, Е.С. Шубина.  -  URL: http://festival.1september.ru/articles/658169/
  4. Тарарина, Е. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера / Е. Тарарина. - Луганск: Элтон-2, 2013. — 160 с.; То же.  – [Электронный ресурс]  -  URL: http://www.twirpx.com/file/1291604